Замена лампочек в противотуманках Рено Логан: познаем по пунктам

Как поменять лампу в противотуманной фаре на Renault Logan 1 и 2 фазы

Противотуманные фары (ПТФ) существенно улучшают видимость при непогоде, а потому сгоревшие в них лампочки – не просто мелкое неудобство, а серьезная проблема, увеличивающая вероятность ДТП. В этой статье мы узнаем, как заменить лампы противотуманной фары на Рено Логан.

Замена лампы в противотуманной фаре на Рено Логан

Прежде чем взяться за замену лампочек в противотуманках, необходимо разобраться, чем фары различаются в разных поколениях Рено Логан и различаются ли вообще. С первого взгляда сами оптические приборы практически идентичны, но некоторые отличия все же есть.

Тип лампы на первой фазе

Изначально Рено Логан первого поколения (фазы) далеко не всегда оснащался противотуманными фарами, хотя место для их установки было предусмотрено. В тех же автомобилях, где такие фонари ставились, производитель использовал галогенные лампы немецкой компании Osram с цоколем H11. Мощность прибора – 55 Вт.

Штатный источник света в ПТФ Рено Логан 1 до 2010 года выпуска

С 2010 года конструкция фары Рено Логан 1 несколько изменилась, и в нее начали устанавливать приборы PSX24W мощностью 24 Вт. Источники света такого типоразмера могли быть как галогенные, так и обычные накаливания.

Лампа накаливания Philips PSX24W для ПТФ Рено Логан 1 с 2010 года выпуска

Какая лампа в ПТФ второго логана

Во втором поколении Рено Логан (выпуск с 2014 г. и по настоящее время) противотуманные фары снова несколько видоизменились. В таких противотуманках уже установлены лампы с цоколем H16. Они тоже галогенные, но имеют мощность 19 Вт.

Источник света противотуманной фары Рено Логан 2

Стоит ли ставить диодные?

Светодиодные источники света сейчас очень популярны среди автовладельцев. Современная промышленность выпускает полупроводниковые лампочки практически всех типоразмеров и с любыми цоколями. Имеет ли смысл заменить обычные лампочки накаливания на светодиодные в противотуманках?

Светодиодные источники света с цоколями H11 и H16

Производитель Рено Логан этого делать не рекомендует, но не указывает, по какой причине. Я довольно долго изучал этот вопрос и посетил множество автомобильных форумов. Вот небольшая подборка наиболее часто встречающихся отзывов и мнений:

  1. Светодиодные очень экономичны и дольше служат.
  2. После замены на светодиоды очень сложно, а чаще всего невозможно правильно отрегулировать световой пучок.
  3. Светодиоды в ПТФ слепят встречных и абсолютно не освещают дорогу перед собственной машиной.
  4. Светодиодные приборы не справляются со своей задачей – в снег, дождь или туман совершенно не улучшают видимость.
  5. Мощности светодиодов с нужным цоколем не хватает для нормального освещения дороги в непогоду.
  6. Если фара рассчитана на обычную лампочку, то установка в нее светодиодной запрещена законом (часть 3 статья 12.5 КоАП РФ).

Важно знать! Нарушение части 3 статьи 12.5 КоАП РФ влечет лишение права управления транспортным средством на срок от полугода до года с конфискацией нештатных световых приборов или приборов с измененной конструкцией.

Итак, один аргумент «за», пять «против». Я думаю, вывод однозначный: светодиоды для работы в противотуманных фонарях, рассчитанных на работу с лампой накаливания, не подходят. Если все же есть желание перейти на светодиоды, необходимо купить фары, рассчитанные на работу с полупроводниковыми источниками света. Только так можно рассчитывать на эффективность освещения и отсутствие конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Как поменять своими руками

Как поменять лампочку в ПТФ и можно ли это сделать без помощи специалиста? Оказывается, все не так сложно, как может показаться с первого взгляда. Да, к противотуманкам в Рено Логан просто так не подлезешь, придется немножко разобрать автомобиль, но разборка минимальна и не займет много времени.

Что нам понадобится

Итак, мы определились с фарами и типом источника света на своем Рено Логан, можно начинать замену. Для работы нам понадобятся:

  • ключ Torx 20;
  • плоская отвертка;
  • чистые хлопковые перчатки или хлопчатобумажная ткань;
  • лампы нужного типоразмера на замену.

Вот и все, что понадобится для замены лампочек в противотуманных фонарях Рено Логан

Процесс замены лампочки

Прежде всего нужно снять с бампера грязезащитный щиток. Для этого сначала снимаем пистон крепления щитка к подкрылку, вывернув из него распорный винт.

Читайте также:
Тест Рено Дастер на бездорожье — освещаем по порядку

Снятие пистона крепления щитка к подкрылку

Отверткой отжимаем щиток вниз и извлекаем пистон крепления щита к подрамнику.

Снятие пистона крепления к подрамнику

При помощи ключа Torx 20 отворачиваем фиксирующие винты, расположенные по периметру щитка. Теперь его можно снять и получить доступ к противотуманной фаре.

Снятие брызгозащитного щитка с Рено Логан (Сандеро) 1

Важно! Местонахождение и количество винтов и пистонов на разных модификациях и поколениях Рено Логан может отличаться. Для примера показан процесс демонтажа на Рено Сандеро первого поколения.

Нащупываем колодку питания и, отжав фиксирующую защелку, снимаем ее. На фото показана фара под H11, с остальных модификаций фонарей колодка снимается аналогично, но на Рено Логан 1 с 2010 по 2014 г. выпуска разъем «смотрит» назад, а не в сторону.

Снятие колодки питания

На Рено Логан первой фазы до 2010 года выпуска и на всех автомобилях второй фазы лампа извлекается одинаково. Поворачиваем ее против часовой стрелки на четверть оборота и вынимаем.

Снятие лампочек H11 и H16

На Рено Логан 2010-2014 года выпуска патрон лампы имеет специальные защелки, на которые нужно нажать.

Снятие осветительного прибора типа PSX24W

Теперь надеваем хлопчатобумажные перчатки и устанавливаем новый осветительный прибор на место. Подключаем к нему колодку питания и ставим на место брызгозащитный щиток.

Вот мы и заменили лампочки в противотуманных фарах Рено Логан фазы 1 и 2. Теперь ты знаешь, что при подобной неисправности совсем необязательно ехать на СТО – все можно сделать своими руками за каких-нибудь полчаса.

Замена лампы противотуманной фары на Рено Логан своими руками

Не многих владельцев Рено Логан устраивают те противотуманные фары, которые идут в комплектации с завода. Мощность у них небольшая, но стоят они при этом прилично. Также по словам владельцев и установка ксенона не производит ожидаемого эффекта. Многие владельцы авто склоняются к тому, чтобы устанавливать противотуманки на авто еще с предыдущих его моделей, так как в них отражатель более массивный. Если ставить ксенон в штатные противотуманки, то от них может плавиться сам отражатель.

Замена лампы ПТФ на видео ниже.

ТОП-15 самых полезных товаров для Рено Логан – НАШ ОПЫТ!
  • 1 Замена лампы в противотуманной фаре на Рено Логан
    • 1.1 Тип лампы
    • 1.2 Диодная лампа против стандартной
    • 1.3 Советы по установке
    • 1.4 Установка противотуманных фар
  • 2 Для чего нужны противотуманные огни?
  • 3 Заключение

Замена лампы в противотуманной фаре на Рено Логан

Замена лампы в противотуманке сложнее, чем замена габаритные ламп и лампы ближнего света.

    Снять защитный щиток на бампере.

Патрон ПТФ и провода

Лампа в патроне, готова к рабте

Тип лампы

Вся информация о лампочках и их типе указана на патроне лампы

H11 12V 55W — стандартные размеры и тип лампы в противотуманной фаре на Рено Логан. Мощнее лучше не брать, оплавится пластик!

Диодная лампа против стандартной

Мы рекомендуем устанавливать диодные лампы в ПТФ. Срок службы больше, светят лучше, но стоят дороже. Решать Вам!

Внешний вид диодной лампы

Внешний вид стандартной лампы

Советы по установке

Если устанавливать ПТФ самостоятельно, то слишком высоко их крепить не стоит, так как видимость будет на дороге еще хуже. Наиболее эффективными являются фонари с желтыми стелами.

Устанавливать такие фары надо только парами. От бокового габарита противотуманка должна располагаться на расстоянии не больше 400 миллиметров. Высота размещения фары – 250 миллиметров, но обязательно не выше головной оптики.

Установка противотуманных фар

Стандартные ПТФ в бампере

Поменять или установить противотуманные фары на Рено Логан может каждый самостоятельно. Для этого особых знаний не потребуется. Для проведения работы потребуются: переключатель, фары, накладки на бампер, провода и скотч.

Перед установкой фар надо отрегулировать давление в шинах, чтобы более точно угадать с высотой установки фар, особенно актуально для нестандартных шин (больше 15-го радиуса). После этого надо:

  1. Проверить, есть ли реле подключения противотуманок в моторном отсеке.
  2. Проверить предохранитель.
  3. Установить в салоне выключатель.
  4. Установить накладки на бампер до щелчка, предварительно обезжирив место крепления.
  5. Подключить проводку.
  6. Проверить работу фар.
Читайте также:
Стойки на Рено Дастер 4х4 какие лучше

Для чего нужны противотуманные огни?

Противотуманные фары предназначены для безопасного передвижения во время дождя, снегопада или тумана. Их можно включать вместо дневных ходовых огней или ближнего света при езде в дневное время суток. Те, кто имеет авто, знают, что в таких условиях использование обычного света в авто не приносит ожидаемого результата.

Отстраивать ПТФ рекомендуется дополнительно в сервисе, чтобы не слепить встречные автомобили. Также после правильной установки таких ламп можно в тёмное время суток пользоваться ближним светом (если он не горит, возможно требуется замена лампы ближнего света) и огнями ПТФ, так лучше видно область с боков (бордюры, ветки).

Заключение

На Рено Логан вполне возможно поставить противотуманки или заменить лампу в них самостоятельно. Для этого надо только придерживаться данных выше рекомендаций.

Замена лампочки противотуманки Рено Логан

Если возникает необходимость заменить противотуманные фары в модели Рено Логан, то по этому поводу не следует спешить обращаться в специализированный сервис. Данную процедуру можно произвести самостоятельно, когда автомобиль Рено Логан уже снят с гарантии или лампочка противотуманки не состоит в регламентном списке на бесплатную гарантийную замену. Работа не включает в себя сложные операции, а состоит из довольно простых манипуляций. Замена противотуманной фары существенно упростится, если предварительно изучить приведенную далее инструкцию.

Как выглядит последовательность операций по замене?

Как пошагово меняется лампочка противотуманки:

  1. Замена противотуманной фары начинается с демонтажа грязезащитного щита, который закреплен на поверхности бампера со стороны расположения намеченной к замене противотуманной фары.
  2. После этого отсоединяем пластиковый фиксатор подводящих к осветительному прибору проводов.
  3. Рассоединяем электрический разъем питания патрона с лампой ПТФ.
  4. Воспользовавшись ключом «Торкс-20», откручиваем два винта, которыми блок противотуманной фары зафиксирован на бампере.
  5. Теперь фара свободно извлекается, а на ее место устанавливается новый осветительный прибор-аналог.

Иногда требуется замена противотуманной фары, но не всей, а только перегоревшей лампы. Выполняется замена лампочки ПТФ — это совсем несложно. После отключения разъема, патрон вращаем на незначительный угол против часовой стрелки и выводим его вместе с лампой из корпуса противотуманного осветительного прибора.

Внимание! Если требуется замена противотуманной фары на светодиодный аналог, то перед его установкой рекомендуется проверить внутреннюю поверхность корпуса фары на наличии конденсата. Если таковой присутствует, то демонтированную фару (корпус) следует просушить до исчезновения признаков конденсата. После этого устанавливаем осветительные элементы и производим сборку узла.

Вне зависимости от модели ПТФ и типа применяемой в ней лампы монтажные работы выглядят идентично и осуществляются традиционно в обратной последовательности демонтажным операциям.

После завершения сборки проверяем работу осветительного прибора Рено Логан и убеждаемся в отсутствии побочных эффектов (мигание лампы и пр.).

Особенности регулирования пучка света

После замены фары Рено Логан потребуется регулировка ее светового пучка. Для обеспечения корректности обозначенного процесса во время регулировки следуем таковым обязательным правилам.

    • Световой пучок, излучаемый светодиодными источниками, нуждается в весьма точной регулировке. Направление его ни в коем случае не должно превышать максимально допустимый вертикальный уровень по отношению к горизонтальной плоскости.
    • Монтаж фар с такими лампами на Renault Logan должен предусматривать максимально близкое расположение противотуманной светотехники к дорожному полотну. Это обеспечит полное достижение корректной границы светового пучка.
    • Иногда возникают исключительные случаи, требующие осуществления регулировочных работ в условиях специализированной мастерской. Если во время самостоятельной регулировки не удается достичь требуемых параметров, то это влечет за собой необходимость обращения к сервис-менам.
  • После того как была осуществлена замена лампочки противотуманки. Если форс-мажорные обстоятельства отсутствуют, то на самостоятельные регулировочные мероприятия затрачивается обычно не более 1-1,5 часа.
  • Процесс регулировки будет удобен, если воспользоваться специальным импровизированным экраном. В его роли может быть обычная ровная вертикальная поверхность с нанесенной на ней разметкой. Автомобиль Renault Logan следует располагать от данной поверхности на расстоянии около 5 метров.
  • Противотуманные фары регулируем таким образом, когда верхний уровень светового пятна совпадает на нашем созданном экране с нанесенной горизонтальной линией, которая располагается (обязательно) на 100 мм ниже ранее отмеченных центров фар (соединяющей их прямой). Расстояние между данными центрами должно составлять величину в 1200 мм.
Читайте также:
Рено Логан замена заднего сальника коленвала (видео)

Выводы

Монтаж противотуманной оптики в Renault Logan, как показала практика, обычно не способен вызвать затруднения и повышенных временных затрат. Здесь не лишними будут навыки регулировки, позволяющие корректно и достаточно быстро «выставить» световой пучок. Если возникают проблемы, когда происходит замена лампочки ПТФ или последующей регулировке, целесообразной мерой будет обращение к специалистам, что сэкономит время и сбережет нервы.

В большинстве случаев к замене комплекта фар Рено Логан прибегают в случае их повреждения. Если таковой фактор отсутствует, то ограничиваемся заменой ламп и, при желании, полировкой рабочей поверхности (пластиковой колбы). Замена лампочки противотуманки позволит не только повысить эффективность излучаемого светового потока, но и существенно облегчить обзор в затрудненных погодных условиях (дождь, туман и пр.).

Как заменить лампу противотуманной фары на автомобиле марки Рено Логан

Немного о «Рено Логан»

Автомобили «Рено Логан» появились на мировом рынке осенью 2004 года. По сути, эту машину можно охарактеризовать двумя словами: скромность и современность. Сдержанный дизайн, минимум изысков как внутри, так и снаружи. Но при этом максимально обеспечена функциональность каждого элемента. Вместительный салон, отличная точность сборки всех узлов, большой руль с тремя спицами, комфортное место водителя. Несмотря на скромность и непритязательность оформления, «Логан» выглядит достаточно стильно и современно.

Одной из отличительных черт продукции фирмы «Рено» является её простота в обслуживании и выполнении ремонтных работ. Со многими из них любой водитель способен справиться самостоятельно, не обращаясь за помощью на станцию технического обслуживания. Замена некоторых деталей, простейшие регулировки и отладки — здесь «Логан» даёт вам возможность проявить свои способности автомеханика.

Например, если вашей машине необходима замена лампы противотуманной фары, вы вполне можете сделать это своими руками, ознакомившись с инструкцией. В этом нет ничего сложного.

Противотуманные фары: что это такое

Противотуманные фары — это дополнительные фонари на автомобиле, предназначенные для того, чтобы освещать дорогу в тёмное время суток в условиях дождя, тумана или снегопада. Каждый автолюбитель знает, что в таких условиях головные фонари практически бесполезны. Луч света отражается от капель тумана или дождя и слепит водителя, создавая опасную аварийную ситуацию.


Лампы, применяемые в автомобиле Рено Logan

Капельно-воздушная масса тумана, как правило, нависает над дорогой на некоторой высоте. И именно в этом случае пучок света от низко поставленных источников гораздо меньше отражается от капель воды — он светит ниже основной массы тумана. Если говорить о снеге или дожде, то здесь играет роль совершенно другой фактор — цветовой тон пучка света. От противотуманной фары идёт остронаправленный пучок света, пропускаемый через специальные световые фильтры жёлтого цвета. Это даёт возможность обеспечить гораздо лучшую видимость, чем при использовании головных фонарей.

Противотуманки могут быть штатными либо устанавливаться на транспортное средство в качестве дополнения. Необходимо знать, что они ни в коей мере не могут заменить собой головные фонари, поскольку имеют гораздо меньшую дальность освещения.

Однако их вполне можно использовать в качестве основного источника света в условиях умеренно ограниченного освещения. Они позволяют гораздо лучше воспринимать дорогу. Делают транспортное средство более видимым на дороге и не слепят при этом водителей встречных автомашин.


Фара противотуманная. Комплект перед установкой.

Если вы устанавливаете их самостоятельно, вам необходимо знать, что чересчур высоко расположенные фонари не улучшают, а, наоборот, существенно искажают видимость на дороге, поскольку при этом они отражаются от капель тумана. И следует помнить, что здесь желательно устанавливать фонари с жёлтыми световыми фильтрами — они наиболее эффективны.

Устанавливаются такие фонари обязательно парой. Расстояние от бокового габаритного фонаря по внешнему краю рассеивателя должно составлять не более 40 см, а высота от покрытия дороги по нижнему краю рассеивателя — до 25 см. Они обязательно устанавливаются не выше головных фонарей.

Читайте также:
Замена масла в коробке Рено Дастер: рассказываем главное

Для чего нужны противотуманные огни?

Противотуманные фары предназначены для безопасного передвижения во время дождя, снегопада или тумана. Их можно включать вместо дневных ходовых огней или ближнего света при езде в дневное время суток. Те, кто имеет авто, знают, что в таких условиях использование обычного света в авто не приносит ожидаемого результата.

Отстраивать ПТФ рекомендуется дополнительно в сервисе, чтобы не слепить встречные автомобили. Также после правильной установки таких ламп можно в тёмное время суток пользоваться ближним светом (если он не горит, возможно требуется замена лампы ближнего света) и огнями ПТФ, так лучше видно область с боков (бордюры, ветки).

Тип лампы

Вся информация о лампочках и их типе указана на патроне лампы

H11 12V 55W — стандартные размеры и тип лампы в противотуманной фаре на Рено Логан. Мощнее лучше не брать, оплавится пластик!

Диодная лампа против стандартной

Мы рекомендуем устанавливать диодные лампы в ПТФ. Срок службы больше, светят лучше, но стоят дороже. Решать Вам!

Внешний вид диодной лампы

Внешний вид стандартной лампы

Стоит ли ставить диодные?

Светодиодные источники света сейчас очень популярны среди автовладельцев. Современная промышленность выпускает полупроводниковые лампочки практически всех типоразмеров и с любыми цоколями. Имеет ли смысл заменить обычные лампочки накаливания на светодиодные в противотуманках?

Производитель Рено Логан этого делать не рекомендует, но не указывает, по какой причине. Я довольно долго изучал этот вопрос и посетил множество автомобильных форумов. Вот небольшая подборка наиболее часто встречающихся отзывов и мнений:

  1. Светодиодные очень экономичны и дольше служат.
  2. После замены на светодиоды очень сложно, а чаще всего невозможно правильно отрегулировать световой пучок.
  3. Светодиоды в ПТФ слепят встречных и абсолютно не освещают дорогу перед собственной машиной.
  4. Светодиодные приборы не справляются со своей задачей – в снег, дождь или туман совершенно не улучшают видимость.
  5. Мощности светодиодов с нужным цоколем не хватает для нормального освещения дороги в непогоду.
  6. Если фара рассчитана на обычную лампочку, то установка в нее светодиодной запрещена законом (часть 3 статья 12.5 КоАП РФ).

Важно знать! Нарушение части 3 статьи 12.5 КоАП РФ влечет лишение права управления транспортным средством на срок от полугода до года с конфискацией нештатных световых приборов или приборов с измененной конструкцией.

Итак, один аргумент «за», пять «против». Я думаю, вывод однозначный: светодиоды для работы в противотуманных фонарях, рассчитанных на работу с лампой накаливания, не подходят. Если все же есть желание перейти на светодиоды, необходимо купить фары, рассчитанные на работу с полупроводниковыми источниками света. Только так можно рассчитывать на эффективность освещения и отсутствие конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Последовательность выполнения работ

  1. Для начала владельцу необходимо снять специальный грязезащитный щиток, расположенный на бампере автомобиля Рено Логан. Снимается он с той стороны, с которой расположен дефектный источник освещения – птф.
  2. Когда эта работа будет сделана, следующей задачей является разъединение пластмассового фиксатора проводов. Проверяется фаза на предмет работы с перебоями. Выполняется эта работа крайне просто.
  3. Следующим этапом будет отсоединение разъема от противотуманки, фаза отключается. Как только он будет находиться отдельно, лампу надо повернуть против часовой стрелки.
  4. Теперь противотуманную фару можно извлечь, а провод, на котором находится фаза, желательно отложить в сторону.

Противотуманки далеко не всегда нужно заменять целиком. Бывает и так, что нужно провести замену сгоревшей лампы, в которой фаза перегорела. После отключения всех разъемов, питающих источник света, снятие лампы будет возможно легким движением руки.

Внимание! При необходимости заменить лишь светодиодные лампы, а не фары птф целиком, нужно обратить внимание на наличие конденсата. Если он присутствует, рекомендуется оставить фару без лампы в месте, где отсутствует высокая влажность. В идеале можно оставить ее на солнце на некоторое время. Как только конденсат пропадет, можно начинать установку.

Монтаж противотуманной фары на автомобиль Рено Логан выполняется в обратной последовательности. Поверните лампу по часовой стрелке, после чего подключите разъем, на котором находится фаза. Обратно сожмите пластиковый фиксатор проводов, установите грязезащитный щиток со стороны, где лампа устанавливается. Проверьте работу новой фары и убедитесь в том, что фаза не коротит.

Читайте также:
Замена датчика абс Рено Логан — рассказываем главное

Что нам понадобится

Итак, мы определились с фарами и типом источника света на своем Рено Логан, можно начинать замену. Для работы нам понадобятся:

  • ключ Torx 20;
  • плоская отвертка;
  • чистые хлопковые перчатки или хлопчатобумажная ткань;
  • лампы нужного типоразмера на замену.

Процесс замены лампочки

Прежде всего нужно снять с бампера грязезащитный щиток. Для этого сначала снимаем пистон крепления щитка к подкрылку, вывернув из него распорный винт.

Отверткой отжимаем щиток вниз и извлекаем пистон крепления щита к подрамнику.

При помощи ключа Torx 20 отворачиваем фиксирующие винты, расположенные по периметру щитка. Теперь его можно снять и получить доступ к противотуманной фаре.

Важно! Местонахождение и количество винтов и пистонов на разных модификациях и поколениях Рено Логан может отличаться. Для примера показан процесс демонтажа на Рено Сандеро первого поколения.

Нащупываем колодку питания и, отжав фиксирующую защелку, снимаем ее. На фото показана фара под H11, с остальных модификаций фонарей колодка снимается аналогично, но на Рено Логан 1 с 2010 по 2014 г. выпуска разъем «смотрит» назад, а не в сторону.

На Рено Логан первой фазы до 2010 года выпуска и на всех автомобилях второй фазы лампа извлекается одинаково. Поворачиваем ее против часовой стрелки на четверть оборота и вынимаем.

На Рено Логан 2010-2014 года выпуска патрон лампы имеет специальные защелки, на которые нужно нажать.

Теперь надеваем хлопчатобумажные перчатки и устанавливаем новый осветительный прибор на место. Подключаем к нему колодку питания и ставим на место брызгозащитный щиток.

Вот мы и заменили лампочки в противотуманных фарах Рено Логан фазы 1 и 2. Теперь ты знаешь, что при подобной неисправности совсем необязательно ехать на СТО – все можно сделать своими руками за каких-нибудь полчаса.

Установка ПТФ

Модели последних выпусков оснащены специальными местами для монтажа противотуманок. В этом случае водителю достаточно приобрести противотуманные фары Рено Логан и установить их, удалив заглушки. Объем работы: покупка осветительной оптики, удаление заглушек, крепление ПТФ и подключение. Следует учесть, что в соответствии с нормативной документацией эти элементы запрещено устанавливать выше оптики головного света.

Советы по установке

Если устанавливать ПТФ самостоятельно, то слишком высоко их крепить не стоит, так как видимость будет на дороге еще хуже. Наиболее эффективными являются фонари с желтыми стелами.

Устанавливать такие фары надо только парами. От бокового габарита противотуманка должна располагаться на расстоянии не больше 400 миллиметров. Высота размещения фары – 250 миллиметров, но обязательно не выше головной оптики.

Подключение и регулировка

  1. Подключение начинается с подготовки проводки. Плюсовые контакты сначала соединяются между собой и только потом в один провод. Минусовые контакты, в свою очередь, должны быть соединены с шасси авто или с кузовом. При наличии дополнительных проводов их обязательно фиксируют на кузове или же с другой проводкой изолентой или специальными хомутами. На фазе 2 штатная фишка питания со стороны водителя, к ней подключается смонтированная ПТФ.
  2. После этого проводка заводится в салон.
  3. Переключатель, монтаж. Модели последних годов оборудованы не только местами под противотуманки, но и выключателем ПТФ. Если их нет, то лучше размещать на приборной модели, около блока предохранителей.
  4. Итог трудов — проверка, правильно ли закреплены и подключены ПТФ.

Замена автомобильной оптики — кропотливая работа, требующая внимательности и аккуратности, но результат окупит все затраченные силы.

Регулировка

Одной только замены фары недостаточно. Главной ее особенностью является то, что некоторые модели Логан могут излучать белый (обычно это светодиодные модели), а некоторые – желтый свет. Главный момент – надо правильно настроить птф. Так, вы можете быть уверенными в том, что поток света направляется именно туда, куда надо, а не вверх или в сторону. В процессе регулировки нужно обязательно соблюдать такие правила:

  • Регулировку границ пучка света, который излучают светодиодные птф, надо выполнять максимально точно. Запомните – свет от данного источника никогда нельзя направлять выше определенной горизонтальной плоскости;
  • Установка таких фар птф на Логан должна выполняться максимально близко к дорожному покрытию. Это позволит предельно корректно определить границу светового пучка, который излучают светодиодные модели.
Читайте также:
Рено Дастер дизель видео тест драйв

Только в исключительных случаях требуется корректировка на станции технического обслуживания. В большинстве случаев эта работа выполняется самостоятельно, так как принцип разборки и сборки является довольно простым. Тем не менее, если вы видите, что с корректировкой работы противотуманной фары на автомобиле Рено Логан возникают проблемы, скорее всего, придется навестить сервисный центр.

На выполнение полного перечня работ, описанных выше, требуется максимум один час свободного времени. В сервисном центре это время может быть больше, в зависимости от очереди на ремонт других транспортных средств. Замена птф на автомобиле Рено Логан должна проводиться в том случае, если противотуманная фара нестабильно зафиксирована на своих посадочных местах, перегорела лампа, либо треснуло защитное стекло. Вполне возможно, заменить лампу придется и при наличии глубоких сколов, поскольку они способны ухудшить рассеивание светового потока. Соответственно, это приводит к проблемам во время езды в тумане.

Выводы

Монтаж противотуманной оптики в Renault Logan, как показала практика, обычно не способен вызвать затруднения и повышенных временных затрат. Здесь не лишними будут навыки регулировки, позволяющие корректно и достаточно быстро «выставить» световой пучок. Если возникают проблемы, когда происходит замена лампочки ПТФ или последующей регулировке, целесообразной мерой будет обращение к специалистам, что сэкономит время и сбережет нервы.

В большинстве случаев к замене комплекта фар Рено Логан прибегают в случае их повреждения. Если таковой фактор отсутствует, то ограничиваемся заменой ламп и, при желании, полировкой рабочей поверхности (пластиковой колбы). Замена лампочки противотуманки позволит не только повысить эффективность излучаемого светового потока, но и существенно облегчить обзор в затрудненных погодных условиях (дождь, туман и пр.).

Как заменить колодки на Рено Логан

Исправно функционирующие тормозные колодки необходимы для безопасного управления автомобилем. Чтобы система торможения работала эффективно, важно своевременно устанавливать новые. На Рено Логан выполнить замену передних и задних колодок можно своими руками, руководствуясь простой инструкцией.

Когда необходима замена тормозных колодок на Рено Логан

Срок эксплуатации колодок на Рено Логан неограничен, поэтому замена требуется только при возникновении неисправности или максимально возможном износе фрикционных накладок. Для надлежащего функционирования тормозной системы толщина колодки с учётом основания должна превышать 6 мм. Также замена требуется при установке нового диска тормозного механизма, отслаивания фрикционных накладок от поверхности колодок, замасливании накладок либо возникновении на них дефектов.

Управление автомобилем со стёртыми или неисправными колодками ухудшает эффективность системы торможения и может стать причиной аварии. Необходимость замены показывают такие симптомы, как стук, дребезжание, скрип при остановке автомобиля и увеличение тормозного пути. На практике колодки на Рено Логан стираются через 50–60 тыс. км пробега и начинают греметь.

Износ не всегда бывает равномерным на обоих колодках.

Набор инструментов

Для самостоятельной установки новых тормозных колодок требуется подготовить:

  • домкрат;
  • отвёртку с прямой шлицей;
  • смазку для тормозных механизмов;
  • накидной ключ на 13;
  • рожковый ключ на 17;
  • средство для очистки колодок;
  • ёмкость для тормозной жидкости;
  • раздвижные пассатижи;
  • противооткатные упоры.

Какие расходники лучше выбрать: видеогид «За рулём»

Как поменять задние

Чтобы заменить комплект задних колодок на Рено Логан, поэтапно выполните следующие действия.

    Поставьте противооткатные упоры на передние колёса и домкратом поднимите заднюю часть машины.

Поддомкратьте кузов авто
Открутите фиксирующие болты на колёсах и снимите их.

Снимите колесо
Плоской отвёрткой сдвиньте колодку по направлению к тормозному диску, чтобы утопить поршень в рабочем цилиндре.

Утопите поршень в цилиндр
Ключом на 13 открутите нижний крепёж суппорта, придерживая ключом на 17 гайку от случайного проворачивания.

Снимите нижнее крепление суппорта
Поднимите суппорт наверх и извлеките старые колодки.

Откройте суппорт и выньте колодки
Снимите металлические пластины (направляющие колодок), очистите их от ржавчины и налёта, после чего поставьте на прежнюю позицию.

Читайте также:
Рено Сандеро или лада веста что лучше — разбираемся досконально

Очистите пластины от ржавчины и сора
Вытащите направляющие пальцы суппорта и обработайте их смазкой для тормозных механизмов.

Обработайте механизм смазкой
Установите комплект колодок и соберите конструкцию в обратном порядке.

Закройте крышку и закрутите болт

Как сменить задние колодки с большим износом (видео)

Как заменить передние

Установка новых передних колодок выполняется по следующей инструкции.

    Зафиксируйте задние колёса противооткатными упорами и поднимите на домкрате передние колёса.

Поднимите перед кузова на домкрате
Снимите колёса и вставьте отвёртку в пространство между суппортом и колодкой, вдавливая поршень в цилиндр.

Вдавите поршень
Накидным ключом открутите фиксатор суппорта и поднимите его откидную часть.

Снимите крепление суппорта
Выньте колодки из их направляющей и снимите фиксирующие скобы.

Выньте старые колодки и скобы
Очистите посадочные места колодок от следов коррозии.

Используйте щётку по металлу
Нанесите пластичную смазку на поверхность направляющей и поставьте новые колодки.

Поставьте новые колодки, перед этим смазав направляющие
Опустите суппорт на изначальное место, закрутите фиксирующий болт и наденьте колесо.

Опустите суппорт и завинтите крепёжный боль. Поставьте колесо на место

Видео о том, как менять передние

Специфика замены колодок на автомобиле с ABS

Меняя тормозные колодки на Рено Логан с ABS (антиблокировочной системой торможения), нужно выполнить несколько дополнительных действий. Датчик ABS потребуется снять перед установкой колодок, чтобы не повредить его. Провод датчика ABS, расположенный под рулевым наконечником, невозможно демонтировать на время работы, поэтому важно соблюдать аккуратность и обеспечить его сохранность.

Конструкция тормозных колодок для автомобилей с ABS предусматривает наличие отверстия для датчика системы. Планируя выполнить замену, важно приобрести подходящий комплект колодок, совместимый с антиблокировочной системой.

Советы по подбору подходящих по размерам расходников на видео

Проблемы при выполнении работ своими руками

В ходе замены колодок на Рено Логан есть риск возникновения проблем, которые нужно исправить для правильной работы тормозов.

  • Если колодки не получится снять без усилий, достаточно обработать место их посадки средством WD-40 и спустя несколько минут приступить к работе.
  • Когда при закрытии суппорта элемент поршня, выступающий из рабочего цилиндра, создаёт препятствие, необходимо раздвижными пассатижами до конца утопить поршень.
  • Чтобы во время установки колодок из бачка гидропривода не вытекала тормозная жидкость, нужно откачать её в отдельную ёмкость и по завершении работы залить обратно.
  • В случае если во время установки был повреждён защитный чехол направляющих пальцев суппорта, следует убрать его и заменить новым, предварительно сняв скобу с направляющей тормозных колодок.
  • При возникновении щелей между колодками и тормозными дисками требуется отжать педаль тормоза, чтобы комплектующие встали на нужную позицию.

При условии правильной замены колодок система торможения будет работать надлежащим образом, а также повысится безопасность управления автомобилем. Потратив небольшое количество времени на самостоятельную установку колодок, вы сможете продлить срок службы тормозного механизма и предотвратите опасные ситуации на дороге.

Меняем передние тормозные колодки на Рено Логан своими руками (фото и видео)

Здесь мы рассмотрим, как заменить передние тормозные колодки на Рено Логан генерации 1 или 2. Эти авто с 2005-го по 2015-й годы выпускал Автофрамос. Обычно при эксплуатации колодки становятся тоньше, и уровень жидкости в бачке понижается. Если жидкость уже доливали, перед заменой колодок надо понизить её уровень. Иначе есть риск залить тормозной жидкостью всё подкапотное пространство.

Пример замены на видео ниже.

ТОП-15 самых полезных товаров для Рено Логан – НАШ ОПЫТ!
  • 1 Подготовка
    • 1.1 На домкрат!
    • 1.2 Общие советы
  • 2 Замена
  • 3 Как заменить пыльник
  • 4 Артикулы
    • 4.1 Пыльники
    • 4.2 Другое
  • 5 Советы по автохимии
    • 5.1 Артикулы высокотемпературных смазок
  • 6 Регламент
  • 7 Ревизия всей тормозной системы

Подготовка

Владелец в любом случае знает, доливалась ли жидкость после замены колодок. Чтобы понизить её уровень, открывают капот.

Здесь находится тормозная жидкость

Находим бачок, на котором будет пробка с датчиком. Ничего не отключая, откручиваем пробку и доводим уровень до метки «MIN» или чуть ниже.

Не забудьте закрыть бачок, а после замены, нажав на педаль тормоза несколько раз, проконтролируйте уровень жидкости снова. При необходимости производят долив.

Маркировка тормозной жидкости для седана Логан – DOT 4 (коричневая).

Читайте также:
Рено Логан замена заднего сальника коленвала (видео)

На домкрат!

Если меняем колодки слева, поворачиваем руль налево. Затем ослабляем крепление колеса, поднимаем кузов на домкрате, подкладываем страховку…

Всё готово к замене

Сняв колесо, можно видеть тормозной суппорт. Кстати, не забудьте задействовать «ручник»!

Общие советы

Замена передних колодок Рено Логан потребует соблюдения трёх правил:

  • Лучше менять все четыре колодки. Иногда их меняют парой – две «средних» или две «внешних»;
  • Правило для механизма «плавающая скоба»: не отрывайте скобу, не отжав поршень внутрь;
  • Если винт был выкручен из пальца суппорта, при монтаже на винт наносят специальную смазку.

По идее, лучше будет выкрутить все винты крепления скоб. И обработать их новой смазкой.

Замена

Берём толстую шлицевую отвёртку. Заводим её в прорезь на скобе, и, опираясь на «внешнюю» колодку, сдвигаем скобу наружу ( рис. 1 ). Тем самым мы вдавим поршень в тормозной цилиндр.

Вдавили поршень, открутили винт

Дальше ключом «на 13» нужно выкрутить винт крепления. Палец удерживают ключом «на 17» ( рис. 2 ).

Основное действие – это открывание скобы. А открыв её, сразу вынимают колодки, а затем и пружины, установленные по краям (см. фото).

Открыли скобу, удалили всё лишнее

В некоторых комплектациях пружины отсутствуют. Можете добавить пружины, купив деталь по артикулу (см. ниже).

Очистив направляющие элементы, а также нанеся смазку на винт крепления, производят сборку узла.

Перед закрытием скобы

Устанавливают пружины, затем – колодки. Скобу закрывают, винт вкручивают. Иногда приходится вдавливать поршень – тут нужны плоскогубцы.

Замена передних колодок Рено Логан выполнена полностью. По идее, надо было проверить состояние пыльников – это гофры, закрывающие палец. При необходимости пыльники меняют. Рассмотрим, как это выполнить.

Как заменить пыльник

Когда скоба откручена от пальца, его ничего не удерживает. Можно достать палец из углубления, не прилагая усилий. Сразу проверьте, нанесена ли смазка.

Старый пыльник снимают, заменяют новым. Сборку выполняют в обратной последовательности.

Можно будет заменить оба пыльника, для чего выкручивают два винта сразу. Скобу при этом снимают полностью – такой вариант допускается. Можно временно закрепить скобу проволокой, но её неплохо удерживает и один шланг (см. фото).

Тормозной шланг выдерживает вес скобы

Артикулы

В отличие от колодок, с заменой тормозных дисков может возникнуть путаница – есть вариант на 259 мм и на 238 мм. Не нужно обращать на это внимания! Все авто с «маленькими» дисками:

  • В России не выпускались;
  • Имеют комплектацию «без ГУР с ДВС 1,4 л» (только!);
  • Диски d=238 трудно найти даже у дилеров Рено.

Более того – колодки от «больших» дисков (259 мм) идеально подходят к «маленьким»! Это правда.

В каталоге Рено указан номер для колодок d=259: 7711130071, 7711130078 либо 410602192R. Ещё есть артикул 7701207066, он – тоже для диаметра 259, но для толщины диска 20, а не 12 мм, как требуется.

Итак, ищем аналог для запчастей 7711130071 (или 78). Они подходят для седанов Логан первой и второй генерации:

  • FRIXA FPE-100
  • TRW GDB400 или GDB1465
  • FERODO FDB 845
  • STARLINE BD S025
  • LPR 05P349
  • A.B.S. 36881
  • KAMOKA JQ1011690 или 1011690
  • MAXGEAR 19-0459
  • POLCAR S700006
  • ICER 180993-700
  • MINTEX MDB1628 или MDB2192
  • JURID 571526J
  • VALEO 301002
  • BREMBO P 68 008 или P 68 038
  • DELPHI LP885 или LP838
  • ATE 13.0460-2834.2
  • PEUGEOT 1611460280 или 1011690
  • CITROEN 1611460280 или 2146303
  • FORD 1736940

Замена передних колодок Рено Логан производится «четвёркой». Их не продают по одной! Поэтому здесь указаны номера комплектов.

С завода будут установлены колодки Ferodo либо TRW. Кстати, от наличия ABS выбор не зависит.

Пыльники

Отдельно купить пыльник пальца нельзя. Предлагают ремкомплекты: два направляющих пальца, два пыльника, два метрических винта, смазка.

Артикул одного набора может выглядеть так:

  • QUARTZ QZ-120-7961
  • BRECKNER BK42100
  • FRENKIT 810001
Читайте также:
Рено Сандеро или лада веста что лучше — разбираемся досконально

Другое

Пружины для суппорта (антискрипные пластины), набор из 4 шт. – 410271417R.

Советы по автохимии

Замена передних колодок на Рено Логан, так же, как на других авто, требует грамотного использования смазок. Посмотрите на фото ниже.

Две смазки для разных деталей

Антискрипная смазка – это вариант 1, а смазка для пальцев – вариант 2. Похоже, у фирмы LIQUI MOLY возникла путаница с названиями.

Метрический винт смазывайте тем же составом, что и палец суппорта.

Основная идея – в следующем. Пальцы смазывают силиконовой смазкой, и ничем иным. Всё остальное – это антискрипные пасты:

  • Медные;
  • На основе керамики;
  • Составы с графитным порошком;
  • Литол с разными добавками, включая графит;
  • Смазка на минеральной основе (разрушает резину).

Нам нужна силиконовая высокотемпературная смазка. Она при нагреве не густеет.

Антискрипная паста тоже несёт в себе пользу. Дальше показано, как лучше её наносить.

Схема нанесения антискрипных составов

В общем, замена передних колодок Рено Логан – операция несложная. А требования, перечисленные здесь, относятся к любому авто с «плавающей скобой».

Артикулы высокотемпературных смазок

  • SLIPKOTE 220-R DBC
  • MOTORCRAFT XG-3-A или D7AZ-19A331-A
  • MOPAR J8993704
  • ACDelco 89021537
  • FEDERAL MOGUL F132005
  • FTE W0109
  • STAHLGRUBER 223 1712 или 223 1729
  • TRW PFG110

Регламент

Замена передних колодок на Рено Логан производится не по регламенту, а по мере износа. Контролируйте износ периодически или ждите, пока не заскрипят тормоза. Колодка считается изношенной, если:

  • Толщина фрикционного (асбестового) слоя снижена до 1-1,2 мм;
  • Общая толщина колодки уменьшилась до 6-ти мм;
  • Стёрся индикатор износа (если есть).

Любой из признаков выполнен хотя бы на одной колодке – значит, меняем их все. Ну, или используйте парную замену.

Изношенные колодки нельзя эксплуатировать по трём причинам. К ним относятся ухудшение управляемости, перегрев, а также быстрый износ диска. Делайте выводы.

Замена тормозных колодок Рено Логан

Если уровень тормозной жидкости в бачке на нормальной отметке, тормозные шланги визуально целые, но машина замедляется недостаточно эффективно — время менять тормозные колодки. В отличие от моторного масла и фильтров, у этого расходника ресурс зависит не от пробега, а от режима эксплуатации автомобиля и характеристик самой запчасти.

Замена тормозных колодок Рено Логан проводится при обнаружении износа фрикционных накладок до толщины 6 мм (передних) и 3,5 мм (задних). У водителей, предпочитающих размеренную езду, они будут «ходить» 40–45 тыс. км. У тех же, кто практикует агрессивный стиль вождения – «умрут» уже на 15 тысячах. Поэтому состояние механизмов нужно проверять каждые 10–15 тыс. км пробега.

Признаки износа колодок Рено Логан

О том, что нужно сменить расходники, сигнализируют датчики износа. Они бывают механическими и электронными:

  • Механическая — просто короткая металлическая пластинка, которая при уменьшении толщины фрикционной накладки начинает тереть поверхность тормозного диска.
  • Электронная — пара разъемов, провод, электрический контакт. После стирания двух третей фрикционного слоя контакт замыкает цепь на поверхность диска.

Сигналом о необходимости замены становится высокий неприятный свист (скрип) в районе передних колес при торможении. Ещё один тревожный признак – горящая желтая или красная контрольная лампа на панели приборов с сообщением бортового компьютера «проверьте колодки».

Изделия с электронным датчиком износа

Объективный показатель состояния тормозов – толщина фрикционной накладки. У новой детали полная высота составляет 18 мм (для передних) и 4,5 мм (для задних). Минимально допустимые значения: 6 мм и 3,5 мм соответственно. Если накладка еще не стерлась до минимума, но уже потрескалась, замаслилась или изношена под углом – ее однозначно придется сменить (в комплекте с остальными).

Какие колодки выбрать

Чтобы не купить подделку, выбирая среди проверенных производителей (FERODO, Delphi, Brembo, ATE, TRW), избегайте откровенно дешевых вариантов.

Автомобили Рено Логан 2 оснащают дисковыми передними тормозами. Диаметр диска 238 мм (либо 259 мм), толщина — 12 мм. Подходящие запчасти удобнее всего подбирать по VIN‐коду авто.

Применяемость (модификация Logan)

Автомобили Renault Logan LS (1.4; 1.6), выпускавшиеся с конца 2008 по 2015 год (включая переходные модели 2009 г. в. первой генерации), Renault Logan II – сзади комплектуются «барабанными» системами 3 модификаций.

Читайте также:
Тест Рено Дастер на бездорожье — освещаем по порядку

Применяемость (модификация Logan)

Экономить не нужно. Лучше брать запчасти стоимостью выше средней. Фрикционные накладки бывают «мягкие» и «твердые». Ресурс у «мягких» меньше, чем у «твердых», но они не так сильно изнашивают поверхность дисков. Жесткие «карбоновые» накладки выдерживают большую температуру. Они предназначены для агрессивной езды с частыми торможениями. Их ставят на вентилируемые тормозные диски.

Как подготовить машину

Для обслуживания тормозов машину останавливают на ровной, горизонтальной поверхности.

До начала работ нужно:

  • Проверить уровень тормозной жидкости. Если он выше нормы (ближе к максимальной отметке), откачайте до минимального уровня, чтобы при установке «свежих» расходников (более толстых и, соответственно, уменьшающих ход поршня в рабочем цилиндре) бачок не переполнился.
  • Ослабить колесные гайки (прежде чем поднимать машину домкратом). Если под рукой подъемник и пневмогайковерт, этот пункт можно пропустить.
  • Проверить комплектность расходников, наличие необходимых инструментов, убрать декоративные колпаки с колес (если они есть).

Установка противооткатных башмаков

Для работы понадобятся домкрат, набор торцевых головок, ключ‐баллонник, мощная отвертка, пассатижи, металлическая щетка, смазка для направляющих, ветошь и перчатки.

Замена передних тормозных колодок на Логане

Замена передних тормозных колодок на Рено Логан проще, чем обслуживание задних тормозов. Процесс занимает от 20 до 30 минут.

  1. Снять колесо, повернуть всю ступицу в удобное положение. При необходимости — очистить суппорт.
  2. «Утопить» поршень рабочего цилиндра, вставив между ним и основанием колодки отвертку.
  3. Освободить нижнюю направляющую, вытащить болт, поднять верхнюю часть суппорта, зафиксировать ее.
  4. Извлечь старые элементы и направляющие пластинки. Очистить их посадочные места металлической щеткой.
  5. Поставить обратно очищенные пластины, вставить новые колодки, сильнее «утопить» поршень в цилиндре, опустить на место суппорт, сжав пружины. Зафиксировать нижний болт направляющей.
  6. Вернуть на место колесо. Опустить автомобиль. Затянуть колесные гайки.

Расходники всегда меняются парами, полностью на одной оси (передней или задней). Иначе одно колесо будет тормозить эффективнее, машина начнёт тянуть в сторону.

Видео о том, как проходит замена тормозных колодок Рено Логан 2.

Как менять задние колодки: пошаговая инструкция

Перед работой нужно до конца опустить рычаг ручника. Для очистки «прикипевшей» резьбы может понадобиться жидкостьWD–40.

Механизм барабанного (заднего) тормоза Рено Логан

Последовательность обслуживания задних тормозов Логана:

  1. Ослабить колесные гайки, установить домкрат, зафиксировать колеса «башмаками» (упорами). Поднять машину.
  2. Снять колпачок с гайки ступицы колеса, само колесо, ослабить гайку ступицы. Извлечь тормозной барабан. Очистить механизм, осмотреть на предмет дефектов.
  3. Удалить пружинные фиксаторы (повернуть их «чашку» отверткой на 45 градусов, вытянуть пружинку). Удалить стягивающие пружины. Сначала верхнюю, потом нижнюю, а после – вытащив штифты, снять трос ручника и сами «башмаки», демонтировав с них регулировочную планку.
  4. Заменить расходники, собрав тормозной механизм в обратной последовательности. Провести те же манипуляции со вторым колесом.
  5. После того, как машина будет снята с домкрата, нужно активировать механизм самоподвода, несколько раз нажав на педаль тормоза, а также проверить регулировку ручника.

Небольшой лайфхак для тех, кто впервые меняет задние колодки на своем Логане — сфотографировать положение всех мелких деталей после снятия барабана. Фото поможет при сборке поставить их нужной стороной с первого раза.

Стоит ли менять самостоятельно?

Во время ремонта или обслуживания тормозов необходимо не только правильно собрать весь механизм, но и оценить состояние деталей — направляющих, манжет, пыльников, поджимных пластин, диска, пружин, шлангов и фитингов.

Степень износа тормозного диска может определить только специалист

Проводить ли обслуживание своего Renault Logan самостоятельно или доверить процедуру профессионалу, автолюбитель вправе решать самостоятельно. Но нужно помнить: вовремя выявленная мастером неисправность тормозов – это не только сэкономленные деньги, но и «страховка» от внезапной поломки, потери управления и дорожной аварии, в которой вы окажетесь виновником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: